ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Вконтакте Одноклассники Youtube Личный кабинет











«Если я
чем-то на тебя не похож,
я этим вовсе не оскорбляю тебя,
а, напротив, одаряю».

Антуан де Сент-Экзюпери

Наш разго
вор посвящен толерантности. Не всем может быть знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования; и развития человеческого общества.
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному.
В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; Во французском — отношение, при котором допускается, что другие могут думать
или действовать иначе, нежели ты сам; В английском — готовность быть терпимым, снисходительность; в китайском — позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; В арабском — прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; В русском — способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо). То есть толерантность — это способность допускать, принимать существование чего-то иного, кого-то не похожего на нас, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо или кому-либо.


1 раздел. «Миром прави
т состраданье» (древнеиндийский афоризм)

С. Але
ксиевич. У войны не женское лицо
Человек
, попавший в беду, страдающий от ран или болезней, надеется, что по отношению к нему будут проявлены милосердие, забота, сочувствие, что ему будет оказана помощь. «Если враг был повержен, ранен, пленен, человек умел простить, да и не только простить, но и перевязать рану, лечить. И это потрясает больше всего…»




М. Булгак
ов. Стальное горло
В ситуа
ции нравственного профессионального выбора оказался молодой врач. В трудные минуты выбора в душе молодого врача проснулся профессионал, и с тех пор это «двухголосие» – человеческое и профессиональное – постоянно звучало в его сердце…





В. Астафьев. Людочка
Рассказ Астафьева "Людочка" о молодежи, но нет молодости в его героях. Особенно поражает в героях Астафьева одиночество. Жуткое и неизменное.
Людочка пытается вырваться из этого чувства. Но девушка чужая в родном доме, чужая среди людей. Главную трагедию героини рассказа "Людочка", в образе которой отразились как две капли воды боли подавляющего большинства наших соотечественников, автор увидел в душевном одиночестве. Эпизоды один за другим раскрывают нравственную суть человеческих отношений, постепенно готовя читателя к трагической развязке. Цинизм, бездуховность - это один из сюжетных пластов рассказа.

2 раздел. Откро
й в человеке Человека

В. Ж
елезников. Чучело
Чужой
среди своих – таким часто ощущает себя школьник среди своих соучеников. Стадное чувство, охватывающее класс, превращает подростков в жестоких преследователей и мучителей. Легко поддаться настроению, царящему в группе твоих приятелей, одноклассников. Гораздо труднее в такой ситуации контролировать свои поступки, думать об их последствиях, о том, не принесут ли они страдания другим.



Л. Толстой. Кавказский пленник
Узна
ть человека поближе – это значит понять его и принять. Лев Толстой в своей повести «Кавказский пленник» хорошо показал, как происходит процесс открытия в человеке Человека…





3 раздел. «Дороже всех титулов доброе сердце» (народная мудрость)

С. Лукьяненко. Дневной дозор. Ночной дозор
Свет
и Тьма. Добро и Зло. Они говорят на разных языках и никогда не поймут друг друга… Равновесие должно быть соблюдено: Тьма для этого мира не менее важна, чем Свет. Но не все так просто в вечной войне Добра и Зла…





В. Шук
шин. Материнское сердце. Верую
Всех «ч
удиков» Шукшина отличает одно общее качество – наличие пробудившегося сознания, приведшее героев в состояние беспокойства. Человек перед лицом жизни и смерти; поиск смысла жизни; одиночество и свобода; вера, надежда и неверие; ценностно-личностное самоопределение человека – вот важнейшие темы для писателя.



А.
Чехов. Размазня
Легко бы
ть сильным и жестоким, легко обидеть слабого и беззащитного. Добро должно быть с кулаками?







4 раздел. Твой выбор

В. Быков. Сотников
Каковы причины, побуждающие людей, которые живут в схожих обстоятельствах, принимать порой взаимоисключающие решения? Человеку приходится выбирать, когда выбор
невозможен, потому что, выбирая нравственное поведение, герой почти наверняка обрекает себя на смерть.




М. Булг
аков. Мастер и Маргарита
Непреры
вный поиск истины, следование высоким идеалам Добра и Красоты определяют любую человеческую судьбу. Человек ответственен за все добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих к Истине и Свободе или к рабству, предательству и бесчеловечности. Существуют ли какие-нибудь неизменно нравственные категории или они текучи, изменчивы, а человеком движет страх перед силой и смертью, жажда власти и богатства?


В. Маканин. Пленный
Война. Солдаты. Они "едва ли слышали про то, что красота спасет мир. Конечно не слышали... Не знают... Но ведь что такое красота, они, в общем, знают". "Рубахин просто солдат. Он не защищен от человеческой красоты как таковой". Красота настигает его внезапно, непредсказуемо, стремительно... И сострадание позволяет ему почувствовать непреложную власть красоты и ее стремительную опасность.


Эта выставка не список педагогических рецептов: литература предлагает материал для размышлений, побуждает к педагогическому поиску. Она не столько отвечает на вопросы, сколько их ставит, намечая варианты решений. Писатели через изображение обыденных ситуаций подводят читателя к универсальным ценностям человеческого существования.


 














Составители: Лаврова Н.В. (гл. библиограф)
Яблокова А.Н. (зав. отделом обслуживания)




Вверх | Назад | Сообщить об ошибке на странице