ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Вконтакте Одноклассники Instagram Youtube
ОАО «Волга»

На 14 съезде КПСС (1925г.) был провозглашён курс на индустриализацию страны. Одним из важнейших объектов индустриализации явилась бумажная фабрика в Балахне. 

Бумажная отрасль в России была в крайне тяжёлом состоянии. На всю Россию печаталось 250 000 экземпляров «Правды». Голод в бумаге испытывался невероятный.

В мае 1925 г. Центробумтрест определил район строительства бумажной фабрики – в районе г. Балахны Нижегородской губернии, особой комиссии было поручено в кратчайший срок пр едставить свои рекомендации. Только 2 члена комиссии выдержали испытание (пройти пешком вдоль берега Волги от Б. Козино до Городца) и остановились на пустынн ом береге возле деревни Курзы.

Место оказалось выбрано очень удачно (по Волге сплавлялись плоты Унженской ели, рядом находился источник энергии НиГРЭС, необходимая ветка железной дороги Балахна – Сормово ), исчислялось небольшими затратами, кроме того рядом был основной потребитель бумаги – Москва.

Строительное Управление было представлено в составе: Колотилова Ивана Михайловича – первого управляющего Волжским Бумстроем; Александра Васильевича Кайяц – заместителя управляющего Бумстроем; главного инженера Ивана Ивановича Храмцова.

Деревня Курза представляла два десятка жилых избёнок, которые чернели среди болот и лесов. Не было не материалов, ни лошадей, ни складов. Территория строительства было пустынна. Если не считать несколько домов бывшего лесозаводчика Бочкарёва и дачи местного помещика Кильвейна.

К выбранному месту потянулись обозы лошадей. 14 декабря 1925 г. завезли первые брёвна, а через неделю – первую партию кирпича с местного заводика «Параша» Много испытаний выпало на долю строителей бумажного гиганта. Морозы в январе стояли очень крепкие, но строители начали свою работу, и вековую тишину разрушили пение пил, стук топоров. И крестьяне, сначала не верившие, что из дерева можно делать бумагу, потянулись к новостройке.

Остро не хватало рабочей силы. Нижегородская губерния не могла обеспечить стройку нужными рабочими профессионалами. Положение складывалось катастрофическое: в срочном порядке снарядили вербовщиков в другие губернии.



Помогали родственные предприятия – Кондопогская, Акуловская, Калининская, Сокольская фабрики. Монтаж производился под руководством высококвалифицированных мастеров и инженеров фирмы ФОЙТ, ЛЕГ. Было приглашено 16 мастеров из Германии, многие рабочие с фабрики также прошли обучение за границей. 

24 мая 1928 г. на Бумстрое прошли пробные испытания линии электропередачи, проложенной от НиГРЭС. Протяженность её 4 км.

9 августа 1928 г. состоялся пробный пуск бумагоделательной машины, на котором присутствовал М.Горький, который был потрясён увиденным.




Промышленный пуск состоялся 28 августа, был получен первый пробный рулон бумаги весом до 4 тонн. С желтоватым оттенком, ещё довольно толстая, не такая как печатаются многие газеты сегодня, но – Балахнинская, отечественная бумага!

В августе 1930 года была пущена 2-я буммашина, а к концу мая – 4-я буммашина. К концу первой пятилетки (1932г.) было выработано 200 тысяч тонн бумаги. Такое количество вырабатывала вся царская Россия в 1913 году.

Имена инженеров Колотилова И.М., Храмцова И.И., Кайяца А.В. навсегда вошли в историю комбината.

Бумстрой был грандиозной стройкой в Европе, и многие государственные деятели, поэты, писатели посетили в это время НиГРЭС и Бумстрой.

Строительство бумажного комбината в Балахне отражено в литературных произведениях – «Соть» Л. Леонова, роман «Инженеры» А. Патреева, в книге профессора Филимонова Н.Л. «Большой водораздел», очерке М.Горького «По Союзу Советов». Великую стройку посетили – французский писатель Анри Барбюс, скульптор С.Меркулов, Д.Бедный, М.Кольцов и многие другие.

Вверх | Назад | Сообщить об ошибке на странице