ОАО «Волга»
На 14 съезде КПСС (1925г.) был провозглашён курс на
индустриализацию страны. Одним из важнейших объектов индустриализации
явилась бумажная фабрика в Балахне.
Бумажная отрасль в России была в крайне тяжёлом
состоянии. На всю Россию печаталось 250 000 экземпляров «Правды». Голод в
бумаге испытывался невероятный.
В мае 1925 г. Центробумтрест определил район строительства бумажной фабрики – в районе г. Балахны Нижегородской губернии, особой комиссии было поручено в кратчайший срок пр едставить свои рекомендации. Только 2 члена комиссии выдержали испытание (пройти пешком вдоль берега Волги от Б. Козино до Городца) и остановились на пустынн ом береге возле деревни Курзы.
Место оказалось выбрано очень удачно (по Волге сплавлялись плоты Унженской ели, рядом находился источник энергии НиГРЭС, необходимая ветка железной дороги Балахна – Сормово ), исчислялось небольшими затратами, кроме того рядом был основной потребитель бумаги – Москва.
Строительное Управление было представлено в составе: Колотилова Ивана Михайловича – первого управляющего Волжским Бумстроем; Александра Васильевича Кайяц – заместителя управляющего Бумстроем; главного инженера Ивана Ивановича Храмцова.
Деревня Курза представляла два десятка жилых избёнок, которые чернели среди болот и лесов. Не было не материалов, ни лошадей, ни складов. Территория строительства было пустынна. Если не считать несколько домов бывшего лесозаводчика Бочкарёва и дачи местного помещика Кильвейна.
К выбранному месту потянулись обозы лошадей. 14 декабря 1925 г. завезли первые брёвна, а через неделю – первую партию кирпича с местного заводика «Параша» Много испытаний выпало на долю строителей бумажного гиганта. Морозы в январе стояли очень крепкие, но строители начали свою работу, и вековую тишину разрушили пение пил, стук топоров. И крестьяне, сначала не верившие, что из дерева можно делать бумагу, потянулись к новостройке.
Остро не хватало рабочей силы. Нижегородская губерния не могла обеспечить стройку нужными рабочими профессионалами. Положение складывалось катастрофическое: в срочном порядке снарядили вербовщиков в другие губернии.
Помогали родственные предприятия – Кондопогская, Акуловская, Калининская, Сокольская фабрики. Монтаж производился под руководством высококвалифицированных мастеров и инженеров фирмы ФОЙТ, ЛЕГ. Было приглашено 16 мастеров из Германии, многие рабочие с фабрики также прошли обучение за границей.
24 мая 1928 г. на Бумстрое прошли пробные испытания линии электропередачи, проложенной от НиГРЭС. Протяженность её 4 км.
9 августа 1928 г. состоялся пробный пуск бумагоделательной машины, на котором присутствовал М.Горький, который был потрясён увиденным.
Промышленный
пуск состоялся 28 августа, был получен первый пробный
рулон бумаги весом до 4 тонн. С желтоватым оттенком, ещё довольно
толстая, не такая как печатаются многие газеты сегодня, но –
Балахнинская, отечественная бумага!
В августе 1930 года была пущена 2-я буммашина, а к концу
мая – 4-я буммашина. К концу первой пятилетки (1932г.) было выработано
200 тысяч тонн бумаги. Такое количество вырабатывала вся царская Россия в
1913 году.
Имена инженеров Колотилова И.М., Храмцова И.И., Кайяца А.В. навсегда вошли в историю комбината.
Бумстрой был грандиозной стройкой в Европе, и многие
государственные деятели, поэты, писатели посетили в это время НиГРЭС и
Бумстрой.
Строительство бумажного комбината в Балахне отражено в литературных произведениях – «Соть» Л. Леонова, роман «Инженеры» А. Патреева, в книге профессора Филимонова Н.Л. «Большой водораздел», очерке М.Горького «По Союзу Советов». Великую стройку посетили – французский писатель Анри Барбюс, скульптор С.Меркулов, Д.Бедный, М.Кольцов и многие другие.