ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Вконтакте Одноклассники Instagram Youtube
28 сентября 1707г. Пётр I
направил Питирима для борьбы
с расколом в Балахнинском уезде

Национальной трагедией обернулся раскол в XVII веке между православными верующими, породивший два непримиримых лагеря: никонианцев - сторонников нововведений патриарха Никона и староверов - почитателей воззрений протопопа Аввакума. В 1667 году на Соборе православная церковь осудила раскол и предала анафеме старообрядцев. Непокорные жестоко преследовались властями: их сажали на цепь, гноили в ямах, сжигали заживо. Многие бежали в нижегородские леса: объединялись хозяйством, занимались ремеслами.

В Нижегородской епархии, особенно в приписных к Патриаршему Дому, а после к синодальной области, уездах Юрьевецком и Балахнинском, раскол постепенно распространялся и усиливался. Особенно известны и многочисленны были следующие секты: софонтиевщина (по имени начальника скита Софонтия), онуфриевщина (получила начало свое от последователя Аввакума Онуфрия), арсениевщина, беспоповщина и поморцы. А с 1706 года присоединилась к ним новая секта под именем диаконовщина, получившая тут и самое начало от диакона Александра.

Мало чем внешне отличались старообрядцы от других крестьян. А вот брить бороду - непременную принадлежность всякого старовера-мужчины - для них был великий грех. Не употребляли они ни табака, ни вина, ни кофе, не разделяли трапезу за общим столом с иноверцем. Женщины носили темные косоклинные сарафаны, голову повязывали, спуская концы платка на спину. Обязательный знак всякого раскольничьего дома - прибитый над воротами восьмиконечный крест либо образок. Жилище всегда блестит чистотой и опрятностью. В нем не найдешь не только грязи, но даже пыли. Не бывало у старообрядцев ни веселых свадеб, ни хороводов. Часто родители жениха и невесты стремились избежать расходов на свадебный пир, поэтому молодые просто "убегали" (свадьба честью). Семейный быт отличался скрытностью и некоторой холодностью в отношениях друг с другом.



Группа старообрядцев-поморцев (с фотографии М.Дмитриева)

Старообрядцы были грамотнее приверженцев новой веры. Они любили старинные книги, хранили их, переписывали. Грамотность дозволяла им заниматься торговлей, ремеслами, промыслом. Известно, что каждый третий из нижегородских купцов тех времен был старообрядцем.




Старообрядческая часовня (с фотографии М.Дмитриева)





«Нижегородская область, - по словам протоиерея Андрея Иоаннова («Сочинение о диаконовщине»), - перед появлением Питирима большей частью была заражена разными раскольническими согласиями; грады и уезды в раздорах сих погрязли; чернецы и монахини всякого звания и возраста целыми полками странствовали тамо. Попы беглые столь бесчеловечны, что своими руками заключенных в избах людей сжигали. Простые монахи, старицы и девки священная действуют и всем духовенством управляют. Толпы девиц и разорвавших супружество жен в вечном безбрачии постыдно скитаются. Помрачение, невежество и заблуждение человеческого ума, кажется, никогда до такого степени не восходило, до какого оно здесь достигло».

Питирим был в сентябре 1707 года именным указом назначен миссионером в Балахнинский и Юрьевский уезды. Здесь он ходил по селам и деревням для проповедания истины и обличения раскольнических толков. С некоторыми верными спутниками Питирим заходил в самые скиты, устроенные в лесах керженских и чернораменских, беседовал с раскольниками повсюду, в самых тайных местах, где только они укрывались.

В 1712 году Питирим из строителей Переяславского Никольского монастыря был поставлен в игумена той же обители. Власть его, утвержденная именными указами, к тому времени была уже достаточно обширна. Именно он заведовал волостями Нижегородского, Юрьевецкого и Балахнинского уездов по всем духовным и раскольническим делам. К нему, как уполномоченному распорядителю, должны были относиться с прошениями и жалобой во многих нуждах не только монашествующие и духовные, но и миряне. И он производил суд и расправу согласно с данными ему указами. А в важных случаях писал он и к самому царю непосредственно.

Питирим пришел к мысли о необходимости взорвать основу идеологии раскольничества, доказав всенародно ее несостоятельность. Для этого он составил 130 вопросов, касающихся толкования обрядов и догматов вероучен ия и потребовал письменного на них ответа. Питирим назначил время и место для обмена ответами - 1октября 1719 года, село Пафнутово Балахнинского уезда. Эти события достаточно живописно и описаны в романе В. И. Костылева Питирим: роман.- Горький: Волго-Вят. кн. изд, 1984. - 352 с.

Перед читателем встаёт во всей многосложности и противоречивости оценок панорама жизни Нижегородского Поволжья начала XVIII века.

С 1718 г. в помощь архимандриту Питириму с воинской командой был направлен капитан-поручик Ю.Ржевский. Солдаты били кнутом, рвали ноздри и отправляли на каторгу «необратимых и замерзелых раскольников». Успехи были заметны: 9194 человека вернулось к церковному православию в Нижегородской губернии к 1721г. Лидеры раскола публично признавали свои заблуждения.

Питирим в романе показан чрезвычайно активным, влиятельным, скорее светским, чем духовным, властителем в Нижегородском крае, что вполне соответствует историческим данным. Но, пожалуй, главным, прогрессивно оцениваемым наследием Питирима можно считать учрежденные им школы, о которых автор сообщает в романе вскользь и вне временных рамок.



Собственноручное письмо Петра I епископу
Нижегородскому и Алатырскому Питириму (1719 г.
)


Эллино-греческая и славяно-русская грамматические школы были созданы Питиримом при своем кремлевском дворце в 1721 году, хотя только 29 октября 1723 года по именному указу Петра I и приговору Синода было велено обучать"во всех архиерейских домех священно-служительских и причетнических детей грамматике и прочих к познанию священнаго писания приличных наук".

Таким образом, Нижний Новгород оказался в числе первых городов России, зачинателей широкого образования среди подрастающего поколения, способного для службы в различных, в том числе и государственных,учреждениях.

При подготовке статьи использованы сайты:
http://www.nne.ru;
http://history-5.narod.ru/NN_Peter_I_III.html;
http://ru.wikipedia.org;
http://www.svetloyar.ru;
http://via-midgard.info


Что почитать?:
1.Мельников – Печерский А. П. В лесах: роман . в 2-х кн.- Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1993
2. Костылев В.И. Питирим: роман. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1984
3. На рубеже двух веков: Нижегородское Поволжье и Волга в фотографиях М. П. Дмитриева: фотоальбом.- 2-е изд.- Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1988

Вверх | Назад | Сообщить об ошибке на странице